- Причины секуляризационной реформы
- Исторический очерк
- Секуляризация: суть и возникновение
- Предпосылки реформы и историческая обстановка
- Дата подписания и суть церковной реформы
- Великорусские монастыри на 1764 год
- Штатные первоклассные
- Штатные второклассные
- Штатные третьеклассные
- Заштатные
- Упраздненные
- Прекращение преследований старообрядцев
- Значение и результаты
- Аналогичные процессы в Европе
Причины секуляризационной реформы
Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком утраты авторитета. Русские правители всячески пытались отлучить духовенство от решения государственных задач и сократить землевладение церкви. Секуляризация церкви стала одним из пунктов этой политики. Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих непосредственных предшественников. Практически сразу после воцарения он отменил указ покойного Петра III о конфискации земель епархий, монастырей и храмов. Перед вступлением на престол он пообещал не вторгаться в церковную собственность. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правитель создал специальную комиссию для решения вопроса о землевладении церкви.
Отсюда три основных причины:
- Необходимость увеличения налоговых поступлений в казну
- Повышение эффективности землепользования
- Стремление лишить церковь возможности существовать автономно от государства
Исторический очерк
Впервые термин «секуляризация» был использован в 17 веке и означал переход земельной собственности от церкви к светскому правительству. Сам процесс имел место раньше: во время образования централизованных национальных государств с помощью секуляризации светские власти были освобождены от патронажа церкви и укрепили государственные финансы за счет духовенства.
- Во Франкском государстве Карл Мартелл провел секуляризацию в первой половине восьмого века и раздал конфискованные земли знати.
- В Византии секуляризация проводилась многократно. Таким образом, в 1058 году Исаак I конфисковал часть монастырских земель, а Константинопольский патриарх Михаил Кируларий был выслан и сослан в конце 1058 года.
- В эпоху Реформации в Западной Европе произошла крупномасштабная секуляризация. Уже в 14-15 веках Джон Уиклиф и Ян Гус призывали к секуляризации, а в 16 веке светские феодалы поддержали Лютера. Немецкие князья, поддерживавшие Реформацию, добились секуляризации после крестьянской войны 1524-26 гг.
- С распространением цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах здесь произошла секуляризация.
- Голландская революция 16 века передала церковные земли буржуазии.
- Во время Реформации в Англии в 1536-39 гг. Секуляризованные земли перешли к буржуазии и дворянству, что способствовало первоначальному накоплению капитала 1.
- В семнадцатом веке. Английская революция привела к указу 1646 года об уничтожении архиепископов и епископств и секуляризации их земель.
- Во второй половине 18 века усиление просвещенного абсолютизма включало секуляризацию, проведенную в Австрии Иосифом II и в Португалии С. Дж. Помбалом.
- Великая французская революция указом от 2 ноября 1789 г национализировала церковные и монастырские земли во Франции. Во время наполеоновских завоеваний секуляризация имела место по всей Западной Европе, включая Италию. Люневильский мир 1801 года сделал возможным секуляризацию церковных княжеств в Германии.
- Во время объединения Италии секуляризация произошла в 1855 и 1866 годах с ликвидацией Папского государства в 1870 году.
- В России в результате реформы секуляризации 1764 г большая часть монастырских земель перешла к государству (что явилось источником появления большинства государственных крестьян); В XIX веке правительство Российской империи также осуществило секуляризацию вакфов в среднеазиатских владениях империи.
Секуляризация: суть и возникновение
Секуляризация — это процесс конфискации церковного имущества в пользу государства. Название происходит от латинского «saecularis», что означает «мирской», «светский».
Термин берет свое начало в 17 веке, но европейские страны начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: во время Реформации, во время первых буржуазных революций. В 16 веке процесс преобразования церковной собственности на землю в светскую государственную собственность начался в Нидерландах и Англии. В результате английского переворота середины 17 века архиепископы и епископства были полностью разрушены, а их имущество перешло к дворянству.
Еще более широкая секуляризация произошла в 18 веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей конфискации имущества храма в пользу государства в Западной Европе.
Что касается Российской империи, то власти безуспешно пытались ограничить пребывание духовенства с 15 века. Но РПЦ стала терять большую часть своих владений из-за реформы, проведенной во время правления Петра I. Она считала, что монастырские земли не используются должным образом и мало пригодны. Император разрушил привилегированные права монастырей и в 1701 году возобновил деятельность монашеского ордена. С этого момента экономика, доходы монастырей перешли под контроль светских властей.
Елизавета Петровна, как и ее преемник Петр III, готовили радикальную реформу церкви, но секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.
Предпосылки реформы и историческая обстановка
Инициатором реформы была императрица Екатерина II. Причиной тому стало огромное количество белых земель — это церковная собственность, освобожденная от всех налогов. Такая ситуация не устраивала правительство, так как значительно сокращала поступления в государственную казну. По официальным данным, церкви принадлежало около 9 миллионов акров земли и чуть менее 1 миллиона слуг-мужчин (без женщин и детей).
В 1757 году императрица Елизавета Петровна издала приказ о подготовке реформы. Продолжателем его творчества стал наследник Петра III. Незадолго до своего свержения он подписал указ о прекращении выплаты субсидий тем монастырям, которые не могли себя содержать, и передаче их в собственность Экономического колледжа. Подобные решения воспринимались среди знати как исторический образец, но вызывали волну неприязни со стороны представителей духовенства.
Дата подписания и суть церковной реформы
Результатом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 года. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 миллионов гектаров земли, принадлежавшие Синоду и монастырям, теперь будут доступны Экономическому колледжу. Крестьяне, возделывавшие эти территории (было около 1 млн только мужских душ), также переходили в руки государства и получали причитающееся жалованье в размере 1,5 рубля. Треть этих денег была направлена на содержание церквей и монастырей, часть была направлена на содержание больниц, а остальная часть пошла в казну.
На момент подписания Манифеста в Империи было 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них должны были быть упразднены. Остальные монастыри были разделены на 3 класса, в соответствии с которыми определялось количество послушников и их заработная плата. Этих денег часто не хватало. Реформа церкви Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обнищали и заброшены. Церковь лишилась не только своей собственности, но и права управлять вотчинами и приходами.
Реформа церкви при Екатерине II прошла мирно и почти не встретила сопротивления со стороны духовенства. Единственным членом Синода, который осмелился выступить против объявления о секуляризации церковных земель в пользу государства, был митрополит Арсений Мациевич. Он несколько раз представлял в Синод протесты против конфискации церковного имущества, пригрозил анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался принести присягу признать императрицу верховным судьей. В результате он был объявлен преступником и до самой смерти находился в заключении в крепости Ревель.
Стоит отметить, что в эпоху Просвещения усиление светской власти и закат церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся мировой тенденцией. В Европе буржуазные революции также привели к конфискации церковного имущества и закрытию монашеских орденов. Параллельно с реформой русской церкви в Римской империи проводилась секуляризация церковных земель.
Великорусские монастыри на 1764 год
Штатные первоклассные
- Троице-Сергиева Лавра (мужская)
- Санкт-Петербург Александро-Невский монастырь (мужской)
- Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
- Успенский монастырь Александра (женский)
- Валдайский Иверский монастырь (мужской)
- Московский Вознесенский монастырь (женский)
- Новодевичий женский монастырь в Москве (женский)
- Свияжский Успенский мужской монастырь (мужской)
- Суздальский Покровский монастырь (женский)
Штатные второклассные
- Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
- Вятский Трифонов Успенский мужской монастырь (мужской)
- Казанский Богородицкий мужской монастырь (женский)
- Новгородский Антоний Богородице-Рождественский мужской монастырь (мужской)
- Троицкий монастырь Переславль-Залесский Данилов (мужской)
- Псково-Печерский монастырь (мужской)
Штатные третьеклассные
- Белгородский Никольский монастырь (мужской)
- Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
- Московский Златоустовский монастырь (мужской)
- Николо-Угрешский монастырь (мужской)
- Путивльский Молченский монастырь (мужской)
- Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
- Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
- Хотковский Покровский монастырь (женский)
Заштатные
- Артемьево-Веркольский монастырь (мужской)
- Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
- Ростов-Петровский монастырь (мужской)
- Саратовский Спасо-Преображенский монастырь (мужской)
- Шаровкин Успенский мужской монастырь (мужской)
- Ярославский Кирилло-Афанасьевский монастырь (мужской)
Упраздненные
- Антониево-Дымский монастырь
- Арефинская пустыня, въезд в Иерусалим
- Бежецко-Введенский монастырь
- Битюцкий Троицкий монастырь
- Вход в Верейский монастырь Иерусалима
- Возмищенский монастырь
- Вязниковский Введенский монастырь
- Дуниловский Успенский монастырь
- Елецкий Знаменский монастырь
- Зарецкий Спасский монастырь
- Козельский Вознесенский монастырь
- Кольско-Печенгский монастырь
- Кохминский Казанский монастырь
- Крестогорская пустынь Тихонова
- Крутецкий Никольский монастырь
- Лихвинский Афанасьевский монастырь
- Лихотнинский Успенский монастырь
- Мамонтовые пустыни
- Маровская Крестовоздвиженская пустыня
- Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
- Мосальский Успенский монастырь
- Московский Варсонофьевский монастырь
- Муромский женский монастырь
- Никандрова Воскресенская пустыня
- Нуромский Преображенский монастырь
- Обнорский Воскресенский монастырь
- Пешношский Никольский монастырь
- Перынский скетч
- Монастырь Покрова на Нерли
- Посолотинский монастырь
- Рдейский монастырь
- Соломенская пустыня
- Сыринская Успенская пустыня
- Угличский Воскресенский монастырь
- Ульяновск Спасская Пустынь
- Монастырь Архангела Михаила Усть-Вымский
- Усть-Сарапульский Спасский монастырь
- Христофорова Богородицкая пустынь
- Череповецкий Воскресенский монастырь
- Черноезерский монастырь
- Шуйский Троицкий монастырь
- Яшезерский монастырь
Прекращение преследований старообрядцев
Старообрядчество — это совокупность организаций и религиозных течений в русле Русской Православной Церкви, которые отвергают реформу церкви, принятую Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1650-1660 годах, которая провозгласила объединение Русской Православной Церкви литургический порядок Русской Православной Церкви с Греческой Церковью Константинополя, и фактически реформа создала благоприятные условия для секуляризации.
9 января 1762 года генеральный прокурор Глебов объявил в сенате своим личным указом, что царь Петр Федорович разрешает всем старообрядцам, бежавшим в Польшу и другие зарубежные страны, вернуться в Россию. Им разрешалось селиться в Сибири, Барабинской степи и подобных местах, при этом им запрещалось каким-либо образом вмешиваться в содержание закона в соответствии с традициями и первыми печатными книгами. Причина, по которой указал император, заключается в том, что внутри самой империи есть много неверующих — и мусульман, и язычников, а старообрядцы — христиане, хотя и состоят из древних суеверий и упрямства. Вслед за этим Сенат издал указ выяснить, где находятся раскольнические собрания для самосожжения, и, если их удастся найти, немедленно отправить туда людей, чтобы они смогли убедить раскольников воздержаться от смертных намерений и выяснить, для чего с какой целью они собираются это сделать. Если выяснится, что это намерение было вызвано преследованием и тюремным заключением, то для того, чтобы заверить старообрядцев в том, что продолжающееся расследование было приказано прекратить, а на самом деле прекратить, и немедленно отправить задержанных обратно в их дома, а теперь и дальше не производить больше арестов.
Значение и результаты
Главным результатом церковной секуляризации земель было быстрое обнищание монастырей и быстрое сокращение их числа. Кроме того, церкви и монастыри находились в полной экономической зависимости от государства. Действительно, между церковью и государством сформировались новые отношения. В то же время очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после которого отношения между церковью и государством улучшились, а положение церкви с каждым последующим императором стало легче.
В вопросах секуляризации Екатерину II очень часто обвиняют в неверии и негативном отношении к религии в целом и к Православной церкви в частности. Это неправда. Во-первых, Екатерина была абсолютно практичным человеком, устранявшим конкурентов. Она видела удары дворца и очень боялась их против себя. Поэтому он воспринимал церковь не как религиозный объект, а как важный социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение масс. Поэтому он считал, что духовенство не должно иметь экономической самостоятельности, а должно подчиняться государству. Только в этом случае Церковь и государство могли выступить единым фронтом.
Аналогичные процессы в Европе
Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы имели место в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Произошло это в 17 веке и, как и в России, преследовало цель подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в семнадцатом веке эти процессы были в целом хаотичными, то в восемнадцатом веке, во время наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации, и все церковные земли были конфискованы государством.