Путь из варяг в греки: описание маршрута на карте, его особенности и историческое значение

Протяженность маршрута

Маршрут «от варяг к грекам» пролегал только по водной глади: реки, озера и моря. В условиях IX-X вв. Это было чрезвычайно удобно для всех, кто хотел перейти от точки к точке как можно скорее.

Следует сразу отметить, что названия «варяги» и «грек» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — скандинавские жители, обычно наемные воины, в то время как греки в Древней Руси были жителями Византии, говорившими по-гречески. Маршрут «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

  1. он начался на Скандинавском полуострове в одном из главных торговых городов — Сигтуна или Бирке. Также можно начать на острове Готланд или на южном побережье Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Затем он пересек Балтийское (Варяжское) море и вышел через Финский залив.
  3. В дальнейшем корабли следовали по Неве до Ладожского озера.
  4. Они плыли по Волхову в озеро Ильмень, пошли по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли достигли Константинополя (Константинополя), нынешнего Стамбула.

Так же поплыли в обратном направлении.

Исторические источники

В русской истории вопрос о торговом пути от варягов до греков рассматривается поверхностно. В результате многие люди знают, что это был за путь, но никаких подробностей о нем не известно. Это легко понять, так как в школьных учебниках данной проблеме даны всего несколько абзацев, в которых говорится, что этот путь создал основу для становления государства Руси. Более того, этот аргумент используется как в нормандской, так и в антинормандной теории.

В исторических документах есть 2 источника, прямо говорящих о существовании торгового пути с севера на юг Европы:

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, уходящих с моносилами в Константинополе». Это книга византийского императора Константина 4.
  • История прошлых лет. Историческая точность этого источника ненадежна, однако я рекомендую прочитать отрывок из этой книги, где указывается еще одно место на этом торговом пути: Рим.

Оказывается, сказку прошлых лет нельзя использовать как источник. В этом документе говорится, что торговый путь не шел с севера на юг. Она шла от Варягского (Балтийского) моря в Рим, оттуда в Константинополь и только потом в Днепр и снова в Варягское море. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более надежной и именно из нее в основном изучается ПВГ. Этот исторический источник очень объемен, но вкратце изложены его основные положения, касающиеся торгового пути:

  • Купание проходило в июне.
  • Торговый путь был регулярным.
  • В качестве плавучих конструкций использовались одномачтовые лодки.

Основные плавательные средства

Скандинавы использовали суда типа малых кнорров для торгового мореплавания в Балтийском море и реках, протекающих по нему, причем с 12 века. — дрели (новгородцы называли их «дрели»). Достоинством северного маршрута была возможность проходить шхеры, то есть почти не выходя в открытое море, от берегов современной Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли плыть по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а весь груз загружался на более мелкие суда, пригодные для плавания по малым русским рекам.

Древние русские корабли, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и по морям, принято называть лодками (лодьями). Также были «кораблики», приставки, скеди, бусы и шитик. По свидетельству Константина Порфирогенита (X век), кривичи и другие племена весной привозили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие пирогские лодки на 30-40 человек — однополосные лодки, которые затем сплавляли по Днепру для Киев. Здесь их снова собрали, погрузили и отправили по реке. После порогов на острове Хортица или Березань лодки оборудовали парусами для плавания по побережью Черного моря нижнее верховье рек, проход деревьев с тросами на самой обвязке и людей и животных к их услугам; были также дворы для небольших речных лодок.

Византийские торговые суда средиземноморского типа также использовались для плавания в Черном море. У них не было особого названия, их называли просто «наус», что означает «корабль.

Сопровождение кораблей по скалам, бухтам и рекам осуществлялось под руководством людей особой профессии: по-варягам их называли штурманами, по-славянски — рулевые, рулевые, по-гречески — кибернетами.

Торговля на пути из варяг в греки

Что можно было перевезти с севера на юг? В первую очередь меха: куница, соболь, бобр. Эти товары шли в Византию и по Волжскому пути к хазарам и дальше на восток. Судя по всему, драгоценные меха северных лесов Восточной Европы вывозились в Скандинавию — по крайней мере, об этом упоминается в некоторых сагах.

Меха, традиционный мед и воск — это товары, известные нам только по письменным данным, и их нельзя обнаружить археологически. Арабские авторы сообщают, что русы (здесь русы — скандинавы, отличные от славян, отмеченных на Волжском пути) кроме меха носят и рабов. О том, что рабов везли по Днепровскому маршруту, также сообщает Константин Порфирогенит, описывая, как трудно переходить пороги Днепра. Он говорит, что там разгружали лодки, высадили рабов на берег и в сопровождении солдат эти рабы переместили часть груза ниже, при этом лодки тащили по порогам, а после прохождения порогов снова садились на них лодки и караван пошли дальше. Пленниками во время боевых действий, как правило, становились рабы, конечно, в основном представители местных племен из Восточной Европы. Некоторые эксперты полагают, что неочищенное железо в виде коммерческих слитков могло быть доставлено из Скандинавии в Восточную Европу, но это требует доказательств.

На север, по Днепру и Волхову, перевозились как массовые, так и эксклюзивные товары, затрагивающие определенные слои как скандинавского, так и древнерусского общества. Стеклянные украшения: бусы, кольца и браслеты не так уж дороги, в отличие от стеклянных банок. Хотя стеклянные браслеты, украшенные золотой краской, явно нельзя отнести к массовым изделиям, их находки для 10 века редки. Стеклянные бусы различной формы и цвета хорошо известны в материалах многих славянских и скандинавских курганов X века. Стеклянные вазы — редкая находка, которую можно найти только в некоторых из самых богатых захоронений. Даже шелк (паволок древнерусской летописи), ткани и золотые тесьмы, полихромная и однотонная глазурованная керамика из императорских мастерских — все это дорогие товары. Вывоз шелка из Византии в целом был ограничен, те куски ткани, которые можно было купить, нужно было опечатать специальной печатью и получить разрешение на вывоз. Попутно отмечу, что находки византийских тканей известны также по материалам шведской Бирки и некоторых других кладбищ Швеции.

Одной из наиболее археологически значимых групп византийского импорта являются амфоры, контейнер, в котором перевозились масло, вино и специи. Но считается, что в X веке на Русь проникли лишь несколько экземпляров амфор из византийского культурного круга, фрагменты которых известны по раскопкам таких памятников, как Старая Ладога, Рюриково городище, Гнездово, Киев, Шестовица. К XI веку фрагменты сосудов амфор были отмечены в Киеве, Новгороде, Пскове и других крупных городах.

Помимо варягов, в торговле участвовало и местное население, особенно те, кто проживал в районе тех мест, где останавливались для ремонта и пополнения запасов. Дополнительно мех для продажи собирали с помощью полюдов. Попутно местное население обменивало меха на драгоценности, стекло, сердолик, хрустальные бусы. Если бы скандинавы привезли свои железные прутья, они, вероятно, могли бы даже обменять их на что-нибудь.

Мы не знаем наверняка, кто и как оборудован кораблями для движения по маршруту. Мы можем только предполагать, что лодки, военные или коммерческие, шли караванами. Лодка — это пять пар весел, то есть десять гребцов, кроме них на лодке должно быть как минимум столько же солдат, какой-то караул. Когда лодки нужно было буксировать по порогам, кто-то должен был выполнять эту работу напрямую, а кто-то должен был гнать и защищать товары и рабов. В среднем караван из 5-6 лодок составлял около 100-150 человек. Основное движение по этим тропам происходило ранней осенью, а затем весной — ранним летом, потому что летом мало воды, а весной и осенью из-за дождей и таяния снега уровень воды в реках немного поднялся.

Кто открыл путь из варяг в греки?

Историки спорят о том, кто был первооткрывателем маршрута. Самая популярная версия — маршруты норвежских правителей и викингов.

Для купцов путь от Балтийского моря через древнюю Русь по рекам до Константинополя стал популярен в IX-XII веках. Так они прибыли в Византию и обратно.

Торговля и грабёж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху между племенами, такими как викинги, граница между торговлей (обмен товарами) и грабежом была очень нестабильной, трудно точно сказать, когда торговля начала преобладать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей (древнерусского государства) походы на Константинополь за «добычей» не прекращались.

В более позднюю историческую эпоху тот же водный путь и плавучая лодка использовались запорожскими казаками в своих грабительских походах на столицу Османской империи Константинополь (Стамбул). Для сравнения — аналогичные испытания на Волго-Каспийском водном пути — поход казаков под предводительством Степана Разина в Персию «на зипуны».

Каково значение пути?

Путь от варягов до греков был важнейшим торговым путем. Это не просто проходило через древнюю Русь. Сами славяне активно использовали его для внутренней торговли; соединял два важнейших города того времени — Новгород и Киев.

Транспорт был лодкой — кораблем с парусом и веслами. Он был легким с неглубокой посадкой. Это позволяло славянам проходить волоски (участки суши) и пороги на реках.

Картина Николая Рериха «Заморские гости» 1901 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На картине русского художника Н.К. Рериха «Заморские гости» изображена лодка. Парус корабля, как правило, имел красивый красочный орнамент.
Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Холст, масло. 85×112,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

С севера на юг возили меха и шкуры, а также мед, воск, оружие, серебро, украшения и другие товары.

Пряности, вино, масло, украшения (бусы, браслеты), шелк и другие ткани, книги, стекло, оружие и др. доставлялись из Византии в Скандинавию (с юга на север.

Волоком к Днепру

Если почитать летопись, то на этом торговом пути все кажется простым. Но когда начинаешь рисовать маршрут на карте, понимаешь, насколько сложными и опасными были эти путешествия. Ведь расстояние от устья Невы до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодные для судоходства, не более половины на небольших парусниках.

Начиная с устья широкой и полной Невы, путешественникам грозила опасность. Это огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров. Чтобы преодолеть волховские пороги, нужно было разгрузить корабль и высадить людей, а затем потянуть вверх по течению, по бурной реке. И все это в безлюдных, лесистых и заболоченных местах.
Путь от варягов до греков: истоки, характеристики, значение

Карта маршрута

Затем озеро Ильмень с ее быстрым и непредсказуемым течением и река Ловать, узкая и мелкая, по которой нужно ориентироваться с особой осторожностью. Впоследствии начался сухопутный участок маршрута. За десятки километров до верховья Днепра большие и тяжелые лодки тащили по суше (по бревне) с помощью бревен или деревянных катков. Относительно плавное плавание было по Днепру, где можно было отдохнуть от усталости от путешествия по трассе.

Но в нижнем течении скрывались знаменитые пороги Днепра, которые сам византийский император Константин Порфирогенит описывал как гневные и ненасытные. Всего порогов было девять, и чтобы преодолеть их без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и натянуть лодку на веревках, но и обезопасить себя от степных кочевников, которые постоянно, в этих местах устроили засаду на моряков. В целях безопасности лодки были собраны в караваны по 5 и более единиц.

После прохождения наиболее опасного участка корабли обычно ремонтировали, переоборудовали для прибрежного морского плавания. А вдоль побережья Черного моря караваны кораблей окончательно попали в Константинополь.

Такое путешествие обычно длилось 3-4 месяца, и многие участки маршрута были доступны только весной, во время паводков или осенью, в сезон дождей. Часто, плывя в Византию и обратно, ему приходилось делать длительные остановки в ожидании высокого уровня воды. Таким образом, путешествие могло занять год.

Думаю, вы тоже понимаете, почему путь был назван так. Потому что варяги торговали им в основном с греками.

Географические особенности

на карте довольно легко проследить дорогу «от варяг к грекам»; там вы также можете увидеть, что он соединял Северную Европу с Южной Европой. Длина маршрута составила более 2 тысяч километров. Путешественникам требовались прочные и надежные корабли, которые позволяли легко преодолевать такие расстояния. Обычно лодки были значительных размеров (16 м в длину и 2 м в ширину), имели паруса и несколько пар весел (не менее 8-10).

Чаще всего путешественники гуляли по рекам весной и летом, мало кто уезжал осенью, так как наступающая зима перекрыла дорогу льдом. Путешественникам часто приходилось останавливаться в городах на зиму. Другие особенности маршрута:

  1. Двигаясь к Византии, корабли должны были плыть против течения по рекам Волхов и Ловать. В обратном направлении пришлось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловать и Днепром (точнее, между Ловать — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного пути, то есть путешественникам приходилось тянуть на себя корабли на несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники не плыли на корабле, а перешли с бурного моря на более легкие и подвижные речные. Последние были не более 10-12 метров в длину и тонули в воде всего на полметра. Чаще всего их пересаживали дважды. После перехода через Балтийское море морские корабли были заменены речными. Второй раз пересаживались в Черное море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Судоходство по многим рекам было затруднено из-за большого количества порогов, а Ладожское и Ильменское озера сотрясали штормы.

Несмотря на все сложности, водный путь намного безопаснее и дешевле сухопутного: лошадей не нужно было кормить и менять, путешественники даже ловили рыбу в одиночку. К тому же разбойники поджидали на берегах множество купцов, от которых легче было оторваться по рекам.

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия христианства среди славян, воинственные викинги начали плавать по низовьям Днепра, совершая разбойные набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Европа имела прежде всего военное значение. Отряды викингов, а затем и варяжские отряды русских князей прошли «путь от викингов к грекам», чтобы разграбить Византию и подчиненные ей племена.
Путь от варягов до греков: истоки, характеристики, значение

Варяги

Торговля, также была совершена викингами. И изначально основными товарами, поставляемыми в Константинополь, были славянские рабы, которые так ценились на невольничьих рынках Византийской империи. В противоположном направлении серебро шло на монеты, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной валюты, а скандинавским лидерам требовалась собственная казна.

В начале XI века, когда дорога по рекам в Византию была уже хорошо изучена, и по пути появились многочисленные поселения, жителей которых привлекали для обслуживания парусных судов, основным стало направление от Ладоги до Константинополя транспортная и торговая артерия, соединявшая моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая верхушка и купцы древнерусского государства нуждались в товарах, поставляемых Византией и Малой Азией.

В основном это предметы роскоши, украшения, виноградные вина, специи, дорогие ткани. От Новгорода до Киева оборудуются торговые суда, которые привозят для продажи на рынки Черного моря: лес, лен, мед, сыромятную кожу, смолу, керамику. Североевропейские торговцы активно используют речной путь для продажи добычи викингов богатым византийцам во время походов. В Константинополь и другие крупные города привозят ценный в империи янтарь из Прибалтики, высококачественное шведское железо и оружие, кости моржей, меха.

Благодаря развитию торговли стали развиваться территории, по которым плавали караваны с товарами. Возникали поселения, строились марины, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была воздвигнута крепость Олешье, ставшая опорным пунктом в торговле с югом Европы и Малой Азией. Так со стороны Византии в древнерусское государство пришли первые священники, иконы, книги.

Первые послы также прибыли в Россию по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах высказал теорию о том, что речной путь от «варягов к грекам» в 10-12 веках был основным европейским транспортным коридором с севера на юг с очень большим грузооборотом и его значением для всех европейцев торговля была уникальной. Благодаря транзитной ситуации в это время очень обогатились древние русские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные корабли, называемые лодками. На карте-схеме Древней Руси легко проследить, как государство расширялось по пути Варяжского.

В течение почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался: он установил торговые, религиозные и культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине тринадцатого века движение по нему прекратилось. Этому есть несколько причин: нашествие кочевников в центральном и нижнем Поднепровье, начало длительного кризиса Византийской империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно определить, кто первым открыл этот путь. Есть две точки зрения:

  1. Развитие шло с севера и было впервые обнаружено королем (верховным правителем) Иваром Покупателем (Широкие руки) в 7 веке. Описания в скандинавских источниках указывают на то, что открытие было сделано Эйриком Путешественником. Косвенно это подтверждается началом скандинавских набегов на южное побережье Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратном направлении: от греков к варягам. Он также упоминает, что апостол Андрей проходил сюда с юга, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке нашей эры, что делает историю Нестора несколько надуманной.

Большинство историков сегодня придерживаются первой версии. В 9 веке скандинавские викинги совершили набег на Европу, вероятно, составляя часть маршрута по рекам, постепенно открывая путь в Византию. Но воинственные жители севера принесли больше, чем просто разрушения. В то время своими землями уже правили князья со своими последователями, существовала продуманная религия, а славянские племена заключали только племенные союзы. Неудивительно, что Рюрик, первый правитель, призванный русскими, прибыл в древнюю Русь именно таким путем.

Некоторое время варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викинги были вытеснены купцами со всех сопредельных земель. Однако первыми купцами были сами викинги, которые привезли славянских рабов в Византию. В XI веке вдоль всего маршрута постепенно выстраивались деревни и крепости, селились люди, заботившиеся об обслуживании кораблей, и путешественники.

Привозные товары

С развитием торговли сам путь сократился. Теперь купцам не нужно было плыть с Балтики на Черное море — достаточно было доставить товар до основных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Мы торговали различными товарами:

  1. Солдаты и рабы, грубое железо, серая амбра, китовые шкуры и кости моржей были отправлены из Скандинавии. Привозили также трофеи: французские вина, серебряные украшения и предметы, нежные ткани.
  2. Янтарь прибыл из Прибалтики.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла меха (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованые инструменты и керамику.
  4. Юг Руси (Киев) торговал хлебом, серебром, ремеслами.
  5. В Константинополе продавалась посуда, текстиль, вина, книги, иконы, стекло и украшения, специи.

Каждая сторона предоставила собственное оружие и изделия своих мастеров и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшалась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжали идти в Константинополь в поисках добычи.

Наибольшее значение маршрут имел в X-XI веках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С 12 века его роль стала снижаться. Этому способствовали раздробленность Русского государства, упадок Византии и последующий перенос торгового центра в Венецию, захват Нижнего и Среднего Днепра Ордой.

Морской путь «из варяг в греки» существует около 250 лет, но значение его для развития России огромно. Сначала варяги использовали этот путь в набегах, затем по нему стали активно переходить купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. По такому же пути прошел первый русский князь Рюрик.

Оцените статью
Блог об истории России