Реформы Александра I

Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.

В начале 19 века. Российская империя была огромной континентальной страной, охватывающей огромную территорию от Балтийского моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 миллиона человек.

Растет новый класс: буржуазия. Это арендаторы, владельцы гостиниц, мельницы, строительные подрядчики, мануфактуры, торговцы. Появились признаки ослабления монополии дворян на землю. В 1801 году была разрешена свободная купля-продажа необрабатываемых земель. В 1803 г помещикам было предоставлено право освобождать крестьян под выкуп. В 1818 году крестьянам было разрешено открывать фабрики и фабрики.

Экономическому развитию мешали плохие дорожные условия. Волжский хлеб, например, завезли в Санкт-Петербург только на второй год после уборки урожая. Первый пароход «Елизавета» появился в России только в 1815 году, а железная дорога, соединяющая Петербург и Царское Село, — в 1837 году.

К реформе 1861 года в России было всего 1500 железных дорог, в 15 раз меньше, чем в Англии, а количество пароходов едва достигло 400, что было крайне мало для размеров страны.

Но даже в этих условиях в начале XIX века в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — даже новый класс в России — уже приближалось к 1 миллиону.

Однако, несмотря на элементы капиталистической структуры, Россия оставалась аграрной страной, 90% населения которой составляли крестьяне.

Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным.

Кризис крепостного права — главная черта экономической ситуации в России первой половины XIX века.

Самая большая категория русских крестьян — 23 миллиона человек. — это частные фермеры. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платящие налоги государству) составляли 19 миллионов человек. Категория прерогативных крестьян (принадлежность к царской семье) была незначительной по сравнению с первыми двумя — 1,7 млн ​​человек.

В условиях складывающихся капиталистических отношений государственные крестьяне подвергались большей дифференциации (расслоению.

Первые мелкие ремесленные предприятия были созданы выходцами из крестьян. Династии известных русских производителей Морозовых, Гучковых, Рябушинских возникли из слуг крестьянских мастеров.

Развитие крупной промышленности произошло за счет распространения производства и его последующего развития в фабрику. Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается с середины 19 века. В 1799 году в России было 2094 предприятия, в 1825 году — 5261, а в 1860 году — 15338. Во второй трети XIX века имущие предприятия приходили в упадок (это предприятия, построенные частными лицами, получавшими золото из казны, рудники) и крепостных за работу), и промышленное производство растет.

Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-рабовладельческим строем приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.) Стало показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны перед развитыми европейскими странами.).

Реформы становятся неизбежными.

Негласный комитет Александра I

Он решил сблизить к себе друзей из юности — представителей молодого поколения дворянской знати:

  1. П.А. Строганов («первый якобинец» и поклонник Наполеона Бонапарта);
  2. его двоюродный брат Н. Н. Новосильцев (старший из всех, с энциклопедическим образованием);
  3. молодой граф В. П. Кочубей (который хоть и «не обладал талантом», но оказался полезен своей «бюрократической изощренностью»);
  4. А.А. Чарторыйский (бескорыстный, честный, мечтавший о восстановлении независимости Польши, также двоюродный брат последнего польского короля А. Понятовского).

Эти люди во главе с императором образовали летом 1801 года так называемый Секретный комитет (он также назывался «Интимный комитет»). Официального статуса государственного учреждения он не имел, однако в ранний период правления Александра I существенно повлиял на его политику и в общих чертах обозначил векторы преобразований (рис. 2).

Частный комитет Александра I

Секретный комитет, О. Леонов

Этот «дружеский» кружок сформировался во время правления Павла I, когда его члены тайно встречались, опасаясь бесчестия и репрессий со стороны двора, обсуждали необходимость искоренения деспотизма в Российской империи, отмены «рабства» крестьян и предпочтения республиканский строй.

Однако с воцарением Александра I темы разговоров изменились. Члены Тайного комитета, хотя и осознавали необходимость изменений, планировали реформу государственного аппарата, говорили о необходимости опубликовать Благодарственное письмо к народу, но исходили из незыблемых основ абсолютной монархии.

Хотя Комитет был «молчаливым», многие знали об этом и говорили об этом. И сам император этого не скрывал. Великая оппозиция Екатерины даже окрестила Комитет «якобинской шайкой». С июня 1801 г по май 1802 г состоялось 35 заседаний Комитета. Члены Комитета сочли необходимым «в первую очередь прояснить положение дел, затем продолжить реформу различных административных органов и, наконец, наделить государственные учреждения конституцией, основанной на истинном духе народа. «Изучение ситуации в стране сводилось к накоплению информации о функционировании высшего государственного аппарата и выяснению его недостатков.

Создание конституции путем опубликования «Хартии милосердия к русскому народу» никоим образом не должно было привести к ограничению самодержавия императора. В ходе дискуссии также поднимались вопросы о повышении обороноспособности государства, основных векторах его внешней политики, правах и обязанностях Сената, а также крестьянский вопрос, то есть постепенная ликвидация крепостного права. В 1803 году Секретный комитет, проведя всего 4 заседания, был распущен. Уже Александр I более уверенно чувствовал себя на престоле и в программе мероприятий, которая была намечена Комитетом, а затем реализована в одиночку, не испытывая потребности в советниках.

Кратко о реформах Александра 1

В годы своего правления император перешел от либерализма к консерватизму. Период с 1801 по 1812 год обычно ассоциируется с либеральными реформами, шагами в духе просвещенного абсолютизма, а период 1813-1825 годов — с консервативным, который мешал предыдущему достижения, подавленные все инициативы.

Реформы в центральном управлении

До Александра I неоднократно предпринимались попытки реформировать политическую систему, структуру высшей власти.

М. М. Сперанский в 1810 г предложил административные реформы, а именно план организации Государственного совета. В его состав входили: четыре отдела и Генеральная ассамблея. Сенат не был упразднен, но продолжал функционировать, имея статус высшего органа, но его роль была второстепенной. Синодом теперь руководил обер-прокурор (а не священник).

Министерская реформа

В 1802 году был провозглашен манифест, согласно которому на смену коллегиям Петра I были учреждены восемь министерств:

  • министерство финансов;
  • министр торговли;
  • министерство юстиции;
  • министерство Военно-Морских Сил;
  • министр иностранных дел;
  • министерство образования;
  • министерство сухопутных войск;
  • министр внутренних дел.

Ими руководили министры. Затем были организованы дополнительные министерства, которые вместе с главными ведомствами образовали 12 министерских подразделений.

Военная реформа

Алексей Андреевич Аракчеев, бизнес которого приходится на второй период правления императора, предложил проект, согласно которому в России создавались военные поселения.

Армия должна была обеспечивать себя сельскохозяйственными работами наравне с крестьянами. При этом не снимались воинские повинности (военная подготовка, учения). Проект показал свою несостоятельность. Крестьяне ценили подневольный труд как меньшее зло, чем жизнь в военных поселениях с полутюремным помещением с казармами.

Реформы в области образования

Принятое положение об организации образовательных учреждений повлекло за собой отсутствие классов, льготный период на учебу (без оплаты). Таким образом, образование людей значительно улучшилось.

Территория страны разделена на образовательные округа (6 единиц). Были созданы средние школы. Были открыты несколько университетов, принят устав, гарантирующий независимость университетов.

Социальные реформы

Социально-экономические преобразования включают расширение прав буржуазии, купцов и государственных крестьян. Ему разрешили покупать землю у незаселенных владельцев.

Во время правления Александра I была отменена возможность ссылки крестьян в Сибирь за мелкие проступки. Крепостное право было ограничено в провинциях Ливония и Эстония.

Консервативные реформы

Контрреформы были предприняты Александром I в консервативный период. Их содержание противоречило реформам либеральной фазы. Таким образом, университеты потеряли автономию. Было восстановлено право помещиков высылать крестьян в Сибирь.

Финансовая реформа

В 1809 году расходы были более чем в 2 раза выше доходов. С 1810 по 1812 год размер налога был увеличен вдвое и введены новые, в частности «прогрессивный доход» (налог на доходы помещиков своих земель). Взносы гильдии с торговцев были увеличены.

После войны с Наполеоном правление Александра I характеризовалось постепенным сокращением государственных расходов, так как экономика в послевоенные годы требовала мер по ее стабилизации и совершенствованию. В связи с этим была проведена денежная реформа, содержание которой заключалось в следующем: старые банкноты были изъяты из обращения и введены новые с определенной степенью защиты, так как в стране было много поддельных банкнот. Изменения коснулись и монет.

Начало правления и первые реформы

Александр взошел на царский трон в возрасте 23 лет, достаточно молод для императора, однако у него уже были свои собственные мнения и суждения. В Манифесте, опубликованном 12 марта 1801 года, он заявил, что будет управлять народом, «данным Богом», «согласно законам и сердцу в Бозе бабушки нашей императрицы Екатерины Великой в ​​конце августа», подчеркивая тем самым его приверженность политическому курсу Екатерины II во многом расширила привилегии дворянства.

Он начал свое правление с восстановления Благодарственной хартии 1785 года, отмененной Павлом I, для дворянства и городов; также восстановлены дворянские выборные юридические лица — уездные и губернские собрания дворян, дворян и освобожденных от телесных наказаний духовенства, которые были введены его отцом Павлом.

2 апреля 1801 г страшная тайная экспедиция была ликвидирована и приняты меры по освобождению заключенных, содержавшихся в Петропавловской крепости. До 12 тысяч чиновников и солдат, опозоренных или репрессированных Павлом, были возвращены из ссылки, была объявлена ​​амнистия всем, кто бежал за границу от преследований и репрессий Павла I.

Пример

Были отменены и другие указы Павлова, которые сильно раздражали дворянство, например, запрет на ношение круглых французских шляп, подписку на иностранные газеты и журналы, а также на выезд за границу. Из городов убрали виселицы, к которым были прибиты доски с именами людей, попавших в немилость или попавших в немилость. Владельцы частных типографий теперь могли совершенно свободно издавать книги и издавать периодические издания.

Все действия Александра в первый год его правления нельзя назвать реформами, так как он просто отменил и устранил самые тиранические приказы и приказы своего отца Павла I, вызвавшие всеобщее недовольство населения, особенно поддержку монархии — дворянство. Однако эти действия молодого императора довольно сильно повлияли на умы его современников и возродили надежды на грядущие дальнейшие перемены к лучшему для страны. От Александра ждали «нового типа правления», где «на месте произвола и насилия в конце концов появятся закон и справедливость». Они надеялись на серьезность реформистских намерений Александра не только в Российской империи, но и за ее пределами.

Несмотря на то, что Александр I подчеркивал преемственность между своим царствованием и царствованием Екатерины Великой, период его правления не стал ни возвращением к «золотому веку» Екатерины II, ни полным отказом от политики, осуществленным Павлом, направленным на то, чтобы укрепить царское самодержавие и абсолютную монархию.

Демонстративно сосредоточившись на отрицании характера и методов правления своего отца, он, тем не менее, принял большое количество черт своего правительства и в его ключевой ориентации — на дальнейшую бюрократизацию и централизацию власти как меру по укреплению самодержавия царя. Глубоко в его душе жили такие «гатчинские повадки», как пристрастие к военным учениям и военным парадам.

Однако Александру I пришлось столкнуться с новым «духом времени», главным образом с влиянием Великой французской революции на мировоззрение русских подданных. В новых условиях он хотел, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I, укрепить позиции абсолютизма, найти пути решения острых политических проблем, соответствующие духу настоящего времени. Еще в начале своего правления Александр I торжественно объявил, что с этого момента в основе его политики будет не личная прихоть царя, а строгое соблюдение закона.

Каждый раз Александр I любил повторять, что закон является приоритетом, из-за его стремления «навести ясность и порядок» в системе управления и закрепить отношения между властью и субъектами в законодательном плане.

Гражданам обещаны правовые гарантии от произвола. Неудивительно, что все эти высказывания Александра получили огромный общественный резонанс, так как соответствовали ключевой идее представителей всех векторов общественной мысли той эпохи.

В начале своего правления Александр I поставил перед собой задачу не только устранить последствия тиранического правления Павла I, но и улучшить государственный аппарат в новых исторических условиях, когда практически все монархи Европы были вынуждены учитывать рост прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, серию отдельных уступок и даже изменений.

Для реализации этого курса правления Александру I потребовались энергичные и активные советники. Конечно, он не хотел искать их среди убийц предыдущего императора, который много знал и многое требовал. В связи с этим после событий 12 марта 1801 года участников заговора против Павла по одному удаляли от двора. Молодой царь не стремился слушать моральные учения старых дворян эпохи Екатерины Великой, которые также требовали многого.

Реформы в области государственного управления

В либеральный период своего правления Александр I провел ряд реформ в политической (административной.

1801 г. — Постоянный совет образован как совещательный орган при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших сановников.

1802 г. — Указ о Сенате — Сенат становится высшим судебным, административным и контролирующим органом, «хранителем законов». Кроме того, Сенат получил право представить императору те законопроекты, которые противоречили действующему законодательству.

1802 г. — изменение статуса Священного Синода, что усилило контроль светской власти над церковью. Права обер-прокурора, возглавлявшего Синод, были расширены: по его инициативе члены Синода (высшие духовные иерархи — митрополиты и епископы) уже не собирались, как прежде, а были вызваны на собрание встречи по его выбору.

1802-1811 гг. — проведена министерская реформа — создание министерств по европейскому образцу по принципу индивидуального управления взамен устаревших колледжей. Таким образом, министерства стали новой формой исполнительной власти. Во главе министерства стоял министр, который лично отвечал только перед императором. У каждого министра был заместитель (заместитель министра) и кабинет.

Манифестом от 8 сентября 1802 г установлено 8 министерств:

  • сухопутные войска,
  • военно-морские силы,
  • внутренних дел,
  • иностранные дела,
  • справедливость,
  • финансы
  • торговля,
  • государственное образование.

Министерства были разделены на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты — на подразделения, возглавляемые руководителями департаментов, и департаменты — в таблицах, возглавляемых сотрудниками.

Для совместного обсуждения вопросов был создан Комитет министров, в который вошли как представители старого дворянства Екатерины (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский), так и «молодые друзья» Александра I (Новосильцев, Воронцов, Кочубей, Строганов и др.) Чарторыйский), преследовавший цель противопоставить новое дворянство старому.

1811 г. — публикуется Общий институт министерств, завершая министерскую реформу.

«Общее учреждение министерств» учредило:

  • четкое разграничение функций министерств;
  • единые принципы их организации;
  • общий порядок прохождения причин в них;
  • принцип строгого индивидуального командования и подчинения внутри ведомств;
  • отношения министерств с другими высшими государственными органами.

Количество министерств увеличилось до 12, Министерство торговли упразднили, появились новые: Министерство полиции и Государственное казначейство, а также министерства, Главное управление духовных дел различных конфессий, Главное управление ревизии Министерства внутренних дел. Государственные счета и Главное управление путей сообщения. Министры были представлены в Сенат.

Все эти меры значительно улучшили систему министерств, созданную в 1802 году, придав ей гармонию.

1810 г. — Создание Государственного совета. Это единственная мера, которая была реализована на практике всем конституционным проектом М.М. Сперанского, который разработал систему центральных и местных институтов по принципу четырехступенчатого разделения властей.

Государственный совет состоял из Генеральной Ассамблеи и четырех департаментов — права, военных, гражданских и духовных дел, государственного хозяйства (позже временно был пятый департамент — по делам Польского Королевства).

Государственный совет не издавал законов, но был консультативным органом.

Задачи Госсовета:

  • разрабатывать законы
  • централизовать законодательные дела;
  • обеспечить единообразие правовых норм,
  • исключить возможность противоречий в законодательных актах.

В таком виде Государственный совет просуществовал до 1906 года.

Роль Сперанского на политической арене России

С 1807 г. М. М. Сперанский (рис. 3), один из ведущих государственных деятелей Российской империи, начал активно работать в политической жизни страны. По рождению она происходила из бедной семьи сельского священника из Владимирской губернии, благодаря своему уму, энциклопедическим знаниям, энергии и незаурядной работоспособности вскоре построила головокружительную карьеру. Служить стране начал при Павле I в ранге генерального прокурора А.Б. Куракина. В 1803 году Михаил Михайлович стал директором одного из управлений Министерства внутренних дел, а через 5 лет был назначен членом Комиссии по разработке законов и заместителем министра юстиции.

Все современники Сперанского свидетельствовали, что никто не мог с таким гением и логикой составить протокол, проект или упорядочить текст закона. И все важнейшие государственные законы, начиная с 1802 года, были разработаны или изменены самим Сперанским.

Роль Сперанского на политической арене России

ММ. Сперанский

В конце 1808 года Сперанский лично получил от Александра приказ разработать план реформирования государства Российской империи. Сперанский начал работать с присущей ему энергией и скрупулезностью, для этого император передал ему все материалы Секретного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию по формированию ряда государственных законов. Сам Сперанский в своих мемуарах «изучил все конституции мира», встречался с императором каждый день, беседуя с ним по каждому разделу плана.

В октябре 1809 г императору лично был представлен проект «Введение в Свод государственных законов». Во вступительной части проекта Сперанский акцентировал внимание на актуальности реформ. По его мнению, для предотвращения потрясений, подобных Французской революции, необходимы радикальные изменения, а не мягкие поправки, поскольку возможность «исправить зло частными мерами» исчезла. Однако, по его мнению, эти реформы должны не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть императора.

Изучая существующее деление населения на привилегированные и непривилегированные вотчины как «результат феодального государства», Сперанский все же считал правомерным «деление государств» на людей с разным уровнем гражданских и политических прав. В основу этого разделения он положил квалификацию собственности, то есть, с его точки зрения, все население страны могло иметь гражданские права, и только те, кто владел недвижимостью, могли иметь политические права.

В соответствии с этим принципом Сперанский говорил об этом «разделении государств»:

  1. дворянство (собственники — земля с проживающими там крестьянами);
  2. «среднее государство» (купцы, буржуа, государственные крестьяне);
  3. «трудящиеся» (крестьяне, помещики, рабочие и слуги).

Дворянам были предоставлены все гражданские и политические права, «среднее государство» — только гражданские права, однако при покупке недвижимости они могли получить политические права. Что касается «трудящихся», то у них не было ни политических, ни гражданских прав.

Сперанский одним из первых заговорил о принципе «разделения властей», к которому мы привыкли сегодня

  • законодательная;
  • должностное лицо;
  • судебная;

Сперанский является автором стройной системы центральных и местных институтов четырех степеней, основанной на принципе разделения властей на три ветви. Основное место в системе законодательных органов власти отводилось Государственной Думе, в губернии — губернским советам, в уездах — уездным советам, в волости — волостным советам. Высшими исполнительными органами власти были министерства, на местном уровне — областные, районные и волостные администрации (рисунок 4). Высшим судебным органом империи был объявлен Сенат, подчинявшийся провинциальным и окружным судам, каждый из которых состоял из уголовных и гражданских отделов. Установлена ​​избирательность законодательной и судебной власти.

Роль Сперанского на политической арене России

Система питания и управления по проекту М.М. Сперанского

Выборы по его модели проходили в 4 этапа с квалификацией собственности для избирателей, что открывало доступ к правительству России только привилегированным классам: дворянам с землей и высшему среднему классу.

Высшим органом, который должен был объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, был Государственный совет, который служил связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными властями. Ни один законопроект не мог получить законодательную силу без обсуждения в Государственном совете с последующим одобрением королем.

В результате система власти в проекте Сперанского никоим образом не уничтожала привилегий императора как самодержавного монарха, который смог остановить заседание Государственной Думы, ликвидировать ее и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного Сонета могли назначаться только лично императором.
Александр I считал представленный Сперанским проект «удовлетворительным и полезным», что вдохновило автора и побудило его составить план-график реализации своего проекта (на 1810-1811 гг).

Однако проект встретил упорное сопротивление сенаторов, министров и других высокопоставленных чиновников, которые считали его чрезмерно радикальным и «опасным». Александр I, столкнувшись с сильным противодействием правящих кругов, был вынужден отказаться от одобренного им ранее плана Сперанского.

Единственное, что было реализовано по плану Сперанского, — это создание 1 января 1810 года Государственного совета, который состоял из общего собрания членов Совета и четырех ведомств: юридического, военного, гражданского и духовного дел и государственного хозяйства. Для организации работы Госсовета была создана Государственная канцелярия, которую возглавил статс-секретарь, которого назначили Сперанским. Один из его членов, назначенный императором, стал президентом совета. Однако, если на собрании присутствовал сам император, ему отводилась роль президента (рисунок 5).

Роль Сперанского на политической арене России

Система власти и управления в России после 1810 г

В Государственный совет входили все министры, а также пожизненно назначаемые императором из числа высших должностных лиц. Государственный совет считался высшим законодательным органом при императоре. Изначально все законопроекты выносились на обсуждение в ведомства, затем обсуждались в Генеральном собрании и только после утверждения царем они вступали в силу. При этом правитель мог учитывать мнение как большинства, так и меньшинства в Государственном совете или полностью отвергать то и другое, формируя собственное решение проблемы.

Среди членов Государственного совета изначально было 25 человек, в 1825 году — 36, в конце XIX века — уже более 70. Как законодательный орган Государственный совет просуществовал до 1906 года, когда с появлением Государственной Думы, ей были переданы права верхней законодательной палаты и значительно расширен ее состав.
Создание Государственного совета и изменения в министерствах в 1811 году положили конец реформе центрального правительства, которая просуществовала с небольшими изменениями до 1917 года.

Реформистская деятельность Сперанского вызвала сильное раздражение в дворянских и дворянских кругах. В частности, они осудили публикацию инициированных им указов от 3 апреля и 6 августа 1809 года: «О судебных титулах» и «Об экзаменах на степень».

Согласно первому указу, состоявшие в рядах камергеров и камергеров должны были выбрать для себя определенный вид службы, иначе их звания превратились в почетные знаки отличия, не закрепляющие никакого звания. Второй указ, направленный на повсеместное повышение грамотности и профессионального уровня чиновников, установил, что степени коллегиального и государственного советника (первый присваивал личное дворянство, а второй — потомственный) присваивался только по представлению высшее образование или сдача экзаменов по объему университетского курса.

Введение в 1810-1811 гг. По совету Сперанского перечня налогов, в том числе налога на дворянские владения, для исправления неупорядоченного государственного бюджета и устранения растущего в нем дефицита, также вызвало сильное недовольство среди дворян. Гордость аристократов пострадала еще и от того, что сам Сперанский, человек простого происхождения по прозвищу «священник», стал вторым человеком после императора империи.

Неудивительно, что в личности Сперанского стали проходить интриги и заговоры, на него стали сыпаться жалобы с обвинениями в шпионаже в пользу Франции. После часовой личной беседы с императором, состоявшейся 17 марта 1812 г., Сперанский в слезах покинул свой кабинет и в своем доме застал министра полиции А.Д. Балашова с помощником, который опечатал его рабочие документы. Дома была бригада, которая отправляла Сперанского в ссылку.

Первоначально Александр I приказал сослать Сперанского в Нижний Новгород, а через полгода по новой жалобе вчерашний советник был сослан в Сибирь, город Пермь. Его неудачное положение вызвало бурю радости в придворных кругах, а некоторые из них даже были удивлены «милосердием» царя, «простившего и не казнившего этого преступника, предателя и предателя». Конечно, все эти обвинения были чистой ложью, и сам император был убежден в невиновности Сперанского, однако ему пришлось принести его в жертву, чтобы заглушить растущее недовольство дворян, вызванное его реформистской деятельностью.

Через несколько лет, в 1814 году, Сперанский был вызван из пермской ссылки, в 1816 году он был назначен губернатором Пумзы, в 1819 году — сибирским генерал-губернатором, где сумел провести обширную административную реформу. В 1821 году Сперанский смог вернуться в Петербург, где получил пост члена Государственного совета и директора Комиссии по разработке законов. Однако справедливости ради стоит отметить, что Михаил Михайлович так и не смог вернуть прежнее положение, находясь лишь на второстепенных должностях.

Дворцовый перворот 1801 г и свержение Павла, его причины и последсвия

Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота 1801 года, которым руководили противники Павла I, недовольные резким отходом Павла I от приказа Екатерины. Во время переворота заговорщики убили Павла I и взяли на престол Александра I, старшего сына Павла и внука Екатерины. Короткое и жесткое пятилетнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к Екатерининскому порядку — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения было проведение ограниченных реформ, которые были попыткой приспособить Россию к потребностям нового века.

Социальные и аграрные реформы Александра I

Александр I понимал тяжелое положение крестьян, поэтому он понимал важность социальных реформ.

1801 г. — Указ о праве покупки земли купцами, мещанами, казенными и прерогативными крестьянами. Указ был направлен на устранение одной из основ феодального строя: монопольного права дворян на землю.

1803 г. — Указ о вольных земледельцах. Предусматривалось освобождение крепостных крестьян по желанию за выкуп с землей целых деревень или отдельных семей по взаимному соглашению крестьян с помещиком. Это была первая попытка ликвидировать крепостное право. Однако практические результаты действия этого указа (отмененного в 1858 г.) были ничтожны: за весь период операции было освобождено лишь около 1,5% крестьян.

Причины провала Указа 1903 года.:

  1. Активное нежелание помещиков давать свободу крестьянам хотя бы под выкуп.
  2. Крестьяне не могли позволить себе воспользоваться правом выкупа: за 1 мужскую душу нужно было заплатить в среднем 400 рублей серебром — это была астрономическая сумма для того времени. Кроме того, выкуп сопровождался различными условиями порабощения: высокие проценты, оплата труда и т.д. В Декрете говорилось: «Если крестьянин или целое село не выполняют взятые на себя обязательства, то помещик с землей и семьей снова остается во владении, как и раньше».

1804–1805 гг. — земельная реформа в Ливонии и Эстонии. Попытка второго возможного варианта ликвидации крепостного права — это освобождение безземельных крестьян. В ее основе лежал тот же принцип добровольности помещиков, но результаты этой реформы были другими: у балтийской знати были иные взгляды на крепостное право, чем у русской знати.

1809 г. — Указ о запрете помещикам высылать крестьян в Сибирь за малозначительные действия.

Другие меры, направленные на улучшение положения крестьян, предпринятые в период правления Александра I:

  • крестьянская торговля на рынке была запрещена. Когда такой факт был установлен, наказание было как для покупателя, так и для продавца: его крестьянин получил свободу;
  • публикация в газетах объявлений о продаже безземельных крестьян была запрещена;
  • если крестьянин получил свободу один раз, то его нельзя было подкрепить за счет помещика;
  • иммигранты из плена или из-за границы, а также вербованные получили свободу;
  • была введена обязанность феодалов кормить крестьян в голодные годы;
  • с разрешения помещика крестьяне получали право торговать, принимать векселя, заключать договоры;
  • имелась возможность отсрочки уплаты крестьянами налогов;
  • жены и дети ссыльных крестьян в Сибири имели право переселиться в свое поселение.

Деятельность Негласного комитета

Для подготовки реформ 1801 года был создан негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники — «юные друзья» Александра I:

  • Н. Новосильцев;
  • А. Чарторыйский;
  • П. Строганов;
  • В. Кочубей.

Этот комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был аналитическим центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, но большая часть их радикальных предложений не была реализована из-за нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на престол, со стороны другой.

Основной проблемой, с которой столкнулся Тайный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками которой было большинство членов комитета. Однако после долгих колебаний Александр I не решился на такой радикальный шаг. Вместо этого в 1803 г император издал указ «О вольных крестьянах» 1803 г., который впервые в истории феодальной России разрешил помещикам освобождать крестьян при уплате выкупа. Однако этот указ не решил крестьянскую проблему. Была упущена возможность своевременно отменить крепостное право. Другими реформами Секретного комитета были:

  • министерская реформа: вместо петровских училищ в России созданы министерства европейского образца;
  • реформа Сената — Сенат становится судебным органом;
  • реформа образования: созданы разные типы школ: от простейших (приходских) до спортивных залов, широкие права предоставлены университетам.

В 1805 году Секретный комитет был распущен из-за его радикализма и разногласий с императором.

Внутренняя политика в первой половине XIX в.

Александр I — старший сын императора Павла I, убитый заговорщиками из аристократических кругов 12 марта 1801 года.

Основные направления и меры внутренней политики Александра I (1801-1825 гг.)

Первая фаза (1801-1812 / 14) — либеральная (от латинского liberalis — свободный)

Отмена деспотических порядков Павла I (1796-1801 гг.)

15 марта 1801 г. — указ о возвращении репрессированных Павлом I (возвращено 12 тысяч дворян).

2 апреля 1801 г. — восстановление концессионных статутов дворянству и городам (с 1785 г.).

2 апреля 1801 г. — указ об упразднении тайной экспедиции — органа политического расследования.

Отмена ограничений на гражданскую одежду.

Реформы государственного управления

2 апреля 1801 г. — создание Секретного комитета (к делам комитета был привлечен ААММ П.А.Строганов. Сперанский.

8 сентября 1802 г. — учреждение министерств (от лат. Ministerium — служба, должность) (в 1802 г. — 8 министерств). Министры принимали решения индивидуально (а не коллективно) и несли за них личную ответственность.

1802 г. — создание Комитета министров — встречи императора с министрами и другими высшими должностными лицами по вопросам, затрагивающим интересы различных ведомств.

8 сентября 1802 г. — указ о расширении прав Сената: объявляет его «хранителем законов», верховным судом, органом, осуществляющим надзор за администрацией.

1 января 1810 г. — создание по предложению М. М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г., с 1906 г преобразован в верхнюю законодательную палату) — высшего законодательного учреждения Российской империи.

Управление Российским государством, сложившееся в результате реформ Александра I

Императорский (с 1721 г.) Кабинет Его Императорского Величества (с конца 18 в.)

  • Правящий Сенат (с 1711 г.)
  • Священный Синод (с 1721 г.)
  • Министерства (с 1802 г.)
  • Комитет министров с (1802 г.)
  • Государственный совет (с 1810 г.)

Изменения в крестьянском законодательстве

12 декабря 1801 г. — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, казенными крестьянами.

20 февраля 1803 г. — указ о «благодарных (вольных) крестьянах»: помещики могли освобождать слуг с землей за выкуп.

10 марта 1809 г. — указ о запрете помещикам ссылки крестьян в Сибирь; запрет на рекламу о продаже крестьян.

1804–1805 гг. — запрет на продажу безземельных крестьян в провинциях Ливония и Эстония. Были зарегистрированы обязательства крестьян перед помещиками, введено крестьянское самоуправление.

Трансформации в сфере народного образования

1803 г. — новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: • приходские школы — 1 год; • уезд (для граждан) — 2 года; • областные гимназии — 4 года; • университет (для дворян).

Открытие университетов: • 1802 г. — в Дерпте; • 1803 г. — в Вильно; • в 1804 г. — в Харькове и Казани.

1804 г. — Университетский устав: закрепление автономии (самоуправления) университетов.

Создание привилегированных средних школ: • 1805 г. — Демидов в Ярославле; • 1811 г. — Царское Село под Петербургом.

— 1804 г. — издание довольно либеральной цензурной хартии.

Цензура — это система государственного контроля над прессой и СМИ.

Второй этап (1812 / 14-1825) — консервативный (от латинского conservatovus — защитный)

Оцените статью
Блог об истории России