Реформы 1860-х
Необходимость реформирования России стала очевидной после смерти императора Николая I и окончания Крымской войны.
Император Александр II.
Подготовкой крестьянской реформы занимался созданный в 1857 г. Секретный комитет по крестьянским делам. Вскоре он стал главным комитетом. Разработкой реформы руководили генерал Яков Ростовцев, министр юстиции Виктор Панин и государственный деятель Николай Милютин. Манифестом от 21 февраля 1861 г было отменено крепостное право. Недостатком реформы был земельный вопрос. Крестьяне получили личную свободу, но землю должны были выкупить помещики. 80% суммы выкупа брало государство, и крестьяне платили ему возмещение до 1906 года. Кроме того, в течение нескольких лет им приходилось обрабатывать барщину и платить оброк.
Следующая реформа была финансовой. Его возглавили министр финансов Михаил Рейтерн и генеральный контролер Валериан Татаринов. В результате государственный бюджет в России стал публично публиковаться, снизился уровень коррупции и произошло разделение налогов на прямые и косвенные.
Земская реформа связана с изданием 1 января 1864 г положения о губернских и уездных земских учреждениях. В деревне появилось местное самоуправление, губернские и уездные земства. Власти начали проводить судебную реформу в 1864 году и затянулись до конца века из-за специфики периферийных регионов. Это полностью изменило порядок судопроизводства. Процесс стал открытым, открытым и противоречивым, появился институт присяжных.
Реформа высшего образования также восходит к 1863 году: был принят самый либеральный университетский устав в истории Российской империи. Новые университеты открылись в Варшаве, Одессе и Томске. В 1865 г была проведена реформа цензуры, правила для периодических изданий стали менее строгими, количество журналов и газет увеличилось.
Отмена крепостного права.
Предпосылки реформ
Русское общество во все периоды современности было очень разнообразным. Полные консерваторы здесь сосуществовали с либералами, фанатики античности — с новаторами, людьми со свободными взглядами; сторонники самодержавия пытались уживаться с приверженцами ограниченной монархии и республиканцами. В середине XIX века противоречия между «старыми» и «новыми» русскими обострились, так как выросла целая плеяда просвещенной знати, жаждущей масштабных изменений в стране. Императорский дом был вынужден пойти на уступки, чтобы сохранить верховную власть.
Попутные реформы
Помимо важных реформ, на этом пути:
- Финансовая реформа 1860 — 1864 гг., Заключающаяся в преобразовании банковской системы и усилении роли Министерства финансов.
- Налоговая реформа выразилась в отмене аренды вин, введении косвенных налогов и определении пределов земского налогообложения.
- Реформа цензуры отменила предварительный просмотр произведений, но ввела систему штрафов после публикации.
Демократичная судебная реформа
Судебная из всех либеральных реформ считается самой последовательной. В 1861 году началась работа над «Основами преобразования судебной части России». В 1864 году государь утвердил современные судебные статуты, которые определили новые принципы судопроизводства:
Организационные принципы суда | Абсолютность суда. |
Неподвижность и независимость судей. | |
Рекламная пауза. | |
Разграничение полномочий судов. | |
Введение института присяжных заседателей. | |
Создание института судебных следователей. | |
Введение института нотариусов. | |
Избирательность отдельных судебных органов. | |
Расследование политических дел — прерогатива жандармерии. | |
Смертные приговоры могут выноситься Сенатом и военным судом. | |
Модификация системы наказаний (отмена товарного знака и телесные наказания для женщин). | |
Судебная система | По всему миру. |
Общий. | |
Особый. |
Император имел право корректировать решения всех судов административными мерами.
Реформа управления земствами и городами
После отмены крепостного права дворянство было озабочено усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов остро уловило настроение правящего класса и развило земство, а вскоре и городские реформы.
Реформы проводились в соответствии с «Положением о губернских и местных уездных учреждениях» от 1 января 1864 года в 34 губерниях европейской части империи и «Город-государство» от 16 июня 1870 года.
Земская реформаГородская реформа
Органы управления |
|
|
Функции |
|
|
Выборы | Члены земского (голосового) собрания избирались каждые три года группами избирателей (куриями):
|
Гласные избирались каждые четыре года. Трехзначная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, отчислявшие налоги в городской бюджет. |
Основными принципами земских и городских реформ были:
- Отделение местного самоуправления от административной власти.
- Выборы руководящих органов и всеобщее представительство.
- Независимость в финансово-экономических вопросах.
Реформы начала 1870-х
Реформа города началась в 1870 году. В городах, а их было более 500, появились внеклассовые органы управления — думы. Общество начало включаться в гражданскую жизнь.
Военную реформу провел граф Дмитрий Милютин. Он был военным министром с 1861 по 1881 год. Датой реформы логично считать 1874 год, когда в империи была введена всеобщая военная служба. В целом содержание реформы было следующим:
- отказ в приеме на работу новобранцев;
- создание военных округов;
- сокращение численности армии и отмена в ней телесных наказаний;
- техническое перевооружение армии и флота.
Вкратце, либеральные реформы 1860-1870-х годов можно резюмировать в таблице:
Год | Название реформы |
1861 г | Фермер |
1863 г | Финансовый и университетский |
1864 г | Земская и судебная |
1870 г | Городской |
1874 г | Военный |
В 1871-1872 годах граф Дмитрий Толстой провел реформу среднего образования. В гимназиях расширилось преподавание математики, латыни и греческого языка. В вузы могли поступать только выпускники классических гимназий. Толстой был министром просвещения до 1880 года.
Россия при Александре II.
Что такое либерализм
Либерализм — это направление социально-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние государства и других структур, включая религию, на человека в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.
Причины либеральных реформ
Основная причина либеральных реформ — отставание России от передовых европейских стран, которое к середине XIX века стало особенно очевидным. Другая причина — крестьянские восстания, число которых резко возросло в середине 1850-х годов; народные демонстрации угрожали существующей государственной системе и автократической власти, поэтому ситуацию нужно было спасать.
Назревшая реформа армии
Опыт Крымской войны показал, что России нужна огромная армия с необходимыми резервами и корпусом обученных офицеров. Срочно необходимо переоснащение армии и реорганизация системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 году и проводилась в 1874 году в следующие этапы:
- Создано 15 военных округов.
- Создание сети военных учебных заведений.
- Введены новые военные правила.
- Оснащение армии новыми видами оружия.
- Отмена системы набора.
- Введение всеобщей воинской повинности для армейского экипажа.
В результате боеспособность российской армии значительно выросла.
Задачи реформ
Основная задача либеральных реформ — преодолеть социальную, политическую, военную и интеллектуальную отсталость Российской Империи. Особенно остро стояла задача отмены крепостного права, которое к тому времени морально устарело и даже тормозило экономическое развитие страны. Другая задача — показать активность царского правительства «сверху» до тех пор, пока революционеры не предпримут радикальных преобразований.
Реформа образовательной сферы
Принятие «Положения о начальных государственных школах» 1864 года и Положения о средней школе решило следующие проблемы:
- доступность образования для всех классов;
- государственные и церковные монополии в области образования, разрешили земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать учебные заведения;
- гендерное равенство за счет открытия высших учебных заведений для женщин;
- расширить автономию университетов.
Реформа затронула все три уровня образования и имела большое значение для развития страны.