Князья Аскольд и Дир, их походы на Визанию

Аскольд и Дир

Киевские князья Аскольд и Дир пришли на Русь вместе с Рюриком в 862 году. Два года они бок о бок с новгородским князем? однако в 864 году они покинули Новгород и отправились в Константинополь служить византийскому царю. Спускаясь по реке, Аскольд и Дир в этом путешествии обнаружили на берегу Днепра небольшой городок, который, по легенде летописцев, никому не принадлежал. Основатели города давно умерли, и жители города без правителя поклонились хазарам. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие земли. Этот город назывался Киев. Таким образом, в 864 г сложилась ситуация, когда варяги образовали два центра управления на Руси: на севере в Новгороде, под властью Рюрика, на юге в Киеве, под властью Аскольда и Дира.

Походы на Византию

Древняя Византия, куда ушли из Новгорода киевские князья Аскольд и Дир, была великим государством, служба которому многие считали за честь. С этой целью соратники Рюрика покинули Новгород, и только встретившийся на их пути город Киев изменил свои планы. Стоит отметить, что древняя Византия высоко ценила мастерство варягов. Северных воинов с радостью принимали на службу в Византийскую армию, потому что они ценили их дисциплину и воинские качества.

После взятия Киева князья Аскольд и Дир осмелели и заявили, что Византия теперь враг Киева. Варяги, будучи опытными моряками, под командованием Аскольда и Дира выступили по Днепру в поход на Византию. Всего в военном сопровождении насчитывалось 200 кораблей. Именно с этого похода начались все последующие походы в Византию.

Почитание Ризы Божией Матери в России

Русский митрополит Пимен, посетивший Святые места, упоминает в своих записях, что в 1387 году он был во Влахерне «в день низложения ризы Богородицы» и поцеловал там святыню, в которой лежал чудесная туника (платье) и пояс Богородицы.

В 1434 году храм Влахерн был подожжен, части одежды Богородицы были перенесены в разные места. Часть ризы Богородицы была перенесена из Константинополя в Россию архиепископом Суздальским Дионисием (1385; память 26 июня / 9 июля) и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святое одеяние Богородицы, ранее хранившее столицу Византии, впоследствии спасло столицу Москву от врага.

Так, летом 1451 года татарские полчища царевича Мазовши подошли к стенам Москвы. Святой Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и богослужением укрепил защитников столицы. В ночь на 2 июля, в праздник положения мантии Пресвятой Богородицы, сообщает летопись, в татарском стане произошло большое смятение, враги бросили награбленное и в беспорядке поспешно отступили. В ознаменование чудесного освобождения Москвы святой митрополит Иона († 1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле Храм Ризоположения.

Он сгорел, но на его месте в 1484–1486 годах был построен новый, также приуроченный к празднику Ризы Богородицы и сохранившийся до наших дней. Раз в год, по случаю низложения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля), первоиерарх совершает Божественную литургию и молебен перед частицей одеяния Богородицы в рясе. Московского Кремля.

Сегодня хитон (платье) Богородицы хранится в историческом музее Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце дадианских князей. Подлинность святилища подтверждена греческими и грузинскими специалистами. В Историческом музее Зугдиди хранятся святыни, перенесенные из различных церквей и монастырей в период советского атеизма. Среди них знаменитое одеяние Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Есть несколько версий. Критическое понимание широкого круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы хранился во Влахернском храме в Византии до 1453 г., затем в связи с трагическими событиями, связанными с завоеванием Константинополя. Турки, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы был приобретен Промыслом Божьим в монастыре Хоб в Мингрелии. Весной 1840 года российские послы Федот Ельчин и Павел Захаров посетили двор Левана II Дадиани. Они посетили монастырь Хоб, где удостоились чести приложиться к хитону Пресвятой Богородицы.

Раньше облачение Богородицы хранилось в алтаре храма в серебряной шкатулке. По легенде, с одеянием Богородицы связано множество чудес и исцелений, в советское время хитон Богородицы был забыт: великая святыня без должного ухода сохранилась в монастыре Хоб; было мокро от дождя, засыпало снегом… В 1936 году передано на склады Исторического музея Зугдиди.

Сегодня Чистейший Хитон снова открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно со 2 по 15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает праздник Влахерноба в честь Ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы привозят из Зугдидского музея в Кафедральный собор г. Икона Влахернская Богородица, находящаяся здесь же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут поклониться этому крупнейшему святилищу в христианском мире. Многие паломники из разных стран приезжают в Грузию, чтобы поклониться чистейшему одеянию Богородицы.

Аскольд и Дир со своими войсками спустились за Днепр в Черное море и осадили там город Константинополь. Походы на Византию только начинались, греки впервые столкнулись с новым врагом у стен своего города, которого они назвали скифами. Во время военной кампании князь Византии Михаил 3 спешно возвращается в свою столицу, как только до него доходят слухи о нависшей над городом опасности.

В самом Константинополе не надеялись на победу над скифами. Здесь он рассчитывал на чудо, так как силы были неравны. Так и случилось. В городском храме находилась святыня — икона облачения Богородицы, которая считалась покровительницей города и не раз спасала ее в трудных жизненных ситуациях. Византийский патриарх Фотий на глазах у всех опустил икону в море, которое было спокойным. Но буквально на месте поднялась страшная буря. Флот противника был почти полностью уничтожен, лишь нескольким кораблям удалось выйти на Киев. Таким образом, древняя Византия была спасена от нашествия Аскольда и Дира, но походы на этом не закончились.

Противостояние с Новгородом

В 879 году князь Рюрик умирает, оставив после себя несовершеннолетнего наследника: князя Игоря, которого принял его родственник Олег. Став государем, Олег решил присоединить южные земли к своим владениям и в 882 году выступил в поход на Киев. По пути в Киев Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, владевшие большим войском и не уступавшие ему в военном ремесле, не сдадутся в Киеве без боя, князь Олег, действуя от имени Игоря, обманывает. Отправившись в Киев, он оставил на кораблях почти все свое войско и представился купцом, приехавшим из далеких стран. Он пригласил к себе киевских князей. Аскольд и Дир вышли встречать именитого гостя, но были схвачены солдатами Олега и убиты.

Так Олег от имени Игоря стал править Киевом, сказав, что отныне Киеву суждено стать матерью городов русских. Таким образом, впервые северные и южные русские земли были объединены в единое государство, получившее название Киевская Русь.

Киевские князья Аскольд и Дир: годы жизни, правление, история

Аскольд и Дир уехали обычным для варягов: проплыли по Днепру мимо Смоленска, города Кривичей, мимо Любеч, города северян, и достигли неизвестного им города в очень красивой местности, по крутому склону берег Днепра. Они узнали, что этот город называется Киев, в честь Кия, который когда-то основал здесь первые поселения вместе с братьями Щеком и Хоривом и его сестрой Лыбидью. Мы также узнали, что киевляне поклоняются хазарам.

Аскольд и Дир полюбили это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и стали править здесь одни; Они набрали из своих соотечественников сильную команду и поселились в этой стране племени полян.

так возникло новое русское государство в центральной части Днепра.

Воинственные Аскольд и Дир недолго сидели на одном месте: они привыкли бить тревогу, и мирная жизнь им была скучна, и то и дело им приходилось слышать сказочные рассказы опытных людей о чудесных богатствах страны столица Византии Константинополь о своей необычайной роскоши.

Они часто слышали, что греки — слабый и избалованный народ, который боится войны, который готов выкупить своих врагов золотом, а не сражаться с ними в поле или на море с оружием в руках.

Искушение было очень велико. Добраться до Константинополя не составило особого труда.

Началась подготовка к походу. И вот к Аскольду и Диру со всех сторон съехались неугомонные и предприимчивые смельчаки, охотники за военными утехами и богатой добычей, и отправились в плавание на двухстах лодках. Сплачиваться по Днепру к собственным порогам было легко, здесь приходилось со значительными трудностями перемещать лодки среди камней, а в других местах приходилось тащить их по земле, а кое-где нести по берегу плечи.

Потом снова течение широкого Днепра унесло лодки отрядов Аскольда и Дира в Черное море. В штиль им приходилось грести по морю, и при попутном ветре паруса поднимались, и легкие лодки быстро скользили по поверхности моря — они, как чайки, неслись по его широким просторам.

Экскурсия Аскольда и Дира в Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV век

Русские неожиданно напали на Константинополь. Император Михаил III в то время находился с армией в Азии, на восточной окраине империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда беглецы из близлежащих прибрежных деревень принесли ужасные новости о том, что в столицу плывут многие русские лодки.

Они заблокировали городские ворота, выставили стражу в разных точках вдоль городских стен и на башнях и отправили известие о проблеме императору.

Жесткие северные воины Аскольда и Дира были ужасны для избалованных византийцев. Это были высокие, рьяные и сильные люди со светлыми волосами и бритыми подбородками; голову закрывали тяжелые каски; сундук был защищен кольчугой; на нем были накидки, уголки которых соединялись с правым плечом запонками. Узкие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые топоры (топоры) и обоюдоострые мечи были наступательным оружием этих воинов.

Большие, полукруглые вверху и заостренные внизу щиты хорошо защищали их от вражеских атак.

Армия Аскольда и Дира подошла к Константинополю с моря, высадилась на берегу, рассредоточилась по отрядам по окрестным деревням и беззащитным окраинам столицы и, по мнению византийцев, стала ужасно беситься, крушить их, крушить все мечом и огнем . Не пощадили ни старое, ни малое; ни крики детей, ни молитвы матерей: ничто не тронуло свирепых воинов!

Отчаяние охватило жителей столицы. Духовенство непрерывно совершало молитвы в церквях; они были полны поклонников. Патриарх Фотий читал проповеди. Он назвал вторжение команды Аскольда и Дира наказанием, посланным Богом за тяжкие пороки и грехи, в которых погрязло население столицы.

«Люди жестокие и смелые, — сказал он, — они губят и разрушают все: поля, дома, стада, женщин, детей, стариков, они убивают всех мечом, милосердно, никто не щадит.

Он, как саранча в поле, как пылающий зной, как наводнение, явился в нашей стране и погубил ее жителей…»

Патриарх также указал на трусость обезумевших от страха жителей.

«Не кричи, не шуми, перестань плакать, спокойно молись, будь храбрым!» Он их уговаривал.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия!

Русские вылили у городских стен огромный бастион, достигли вершины стены и жители дрожали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не произошло — Аскольд и Дир, совершенно неожиданно для осажденные, выскочившие из-под стен Константинополя.

Неизвестно, побудили ли их к этому поднявшийся на море шторм или известие о приближении императора с большой армией.

В течение долгого времени греки сохраняли традицию первого нападения русских на их столицу. Есть сведения, что в этот период некоторые из них приняли христианство от греков.

Русские летописи датируют этот поход Аскольдом и Диром 866 годом.

Но византийские источники наиболее достоверно относят время первой осады Константинополя русскими к июню 860 года.

Олег показывает ребенка Игоря Аскольда и Дира. Рисунок из Радзивилловской летописи, 15 век

Согласно русским летописям, после этого Аскольд и Дир продолжали править в Киеве. Но когда Рюрик, правивший в Новгороде, умер в 879 году, его преемник Олег (опекун юного сына Рюрика, Игоря) ушел с большой командой, чтобы покорить юг.

Взяв Смоленск и Любеч, Олег подошел к Киеву (882 г.). Но он опасался открытого сражения с Аскольдом и Диром, у которых было много солдат. Олег оставил свою команду и подошел к Киеву на нескольких лодках, изображая из себя купцов, которые будут торговать в Константинополе. Не подозревая о злых умыслах, Аскольд и Дир вышли на берег без сильной охраны. Затем по условному знаку на них бросились прятавшиеся в лодках Олега солдаты.

— Вы не князья и не княжеский род, — сказал им Олег и добавил, указывая на маленького Игоря, сидевшего рядом с ним, — а вот сын Рюрика.

Смерть Аскольда и режиссера Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839 г

Воины Олега убили Аскольда и Дира, похоронили их на берегу Днепра на горе (до сих пор прибрежная гора недалеко от Киева называется Аскольдова могила). И киевляне подчинились власти Олега, объединившего всю Русь в одно государство, за исключением земель подчиненного хазарам племени вятичей.

И именно со смертью Аскольда связана смена правящей династии в Киеве. Впрочем, как бы то ни было, но именно он считается первым христианским князем Киева.

А верующие, любящие читать старинные книги, хотели бы, чтобы Церковь канонизировала его как святого.

Говорят, что за 130 лет до князя Владимира Аскольд уже принес в Киев христианство.

«Повесть временных лет» и другие киевские летописи IX-XII веков воссоздают события тысячелетней давности на основе повествований, легенд и различных фольклорных источников.

Таким образом, история одного и того же государства, одни и те же события 9 века, описанные в разных источниках разными авторами, иногда изображаются совершенно по-разному.

Поэтому мы воспринимаем многих вполне реальных исторических людей как литературных героев. Нестор Летописец, описывая «откуда произошла земля Русская…», утверждает, что князь Рюрик, приглашенный славянами на царство «подряд», правил в Новгороде с 862 г., а после смерти его младших братьев Синеуса и Трувор (два года «по призванию») оставался единоличным правителем Киевского княжества и «сдавал города» во владение своей свиты. Так Аскольд и Дир были представлены на берегу Днепра

Летописец описывает киевских князей Аскольда (Оскольда) и Дира как варягов, а не родственников князя Рюрика, а только его «бояр» — дружинников.

Они «просили разрешения» на поход на Царьгород (Константинополь) и одновременно овладевали землями Полянской и Киевской. Нестор пишет: «Идя по Днепру, они увидели на горе небольшой поселок и спросили:« Чей это город? «Жители ответили им:« Было три брата: Кий, Щек и Хорив. Так они построили этот город и после того, как они «умерли», и мы отдаем дань уважения хозарам ». По словам Нестора, Аскольд и Дир мирно захватили власть в Киеве, сплотили варягов и стали «владеть» полянами.

Исторические источники утверждают, что начало царствования Аскольда приходится на 864 год. Именно с этого времени власть в Киеве получила «Русь» — так называлось племя Рюриковичей.

Оцените статью
Блог об истории России